Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 6 человек

АДАПТАЦИЯ

Дата: 10 июля 2019 в 14:00, Обновлено 20 июля в 20:18

ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«Как вести себя с ребенком в период адаптации к детскому саду»

Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  • ВозрастИзображение
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми
  • Сформированность предметной и игровой деятельности
  • Приближенность домашнего режима
  • К режиму детского сада

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек
  • Неумение занять себя игрушкой
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к саду

  • Расширять круг общения ребенка
  • Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия с игрушками
  • Развивать подражательность в действиях
  • Учить обращаться к другому человеку делиться игрушками, жалеть плачущего
  • Приучать к самообслуживанию

ИзображениеЧто делать если ребенок начал ходить в детский сад

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада
  • Приучайте ребенка к детскому саду постепенно
  • Не оставляйте ребенка в саду более чаем на 8 часов
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку
  • Не перегружайте ребенка
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы, терпеливы

Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями

  • Рассказывайте, что ждет ребенка в детском саду
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку
  • Будьте внимательны к ребенку, проявляйте заботу
  • После детского сада прогуляйтесь с ребенком в парке
  • Будьте терпеливы
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Уважаемые родители!

         Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

     Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

      Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

            Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:  

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптапция средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

     

 При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

        При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

        Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

       Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

       Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

       Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

       В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с  малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

     Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для  этого Вам  необходимо психологически  готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

  1.  Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
  2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
  3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
  4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
  5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
  6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
  7.  Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

       Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов;  во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

       Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

    Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог детского сада всегда ждёт вас!  

Советы родителям при адаптации:
Надо:
-Настраивать ребенка на мажорный лад, Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
-Не оставлять его в детском саду на целый день, как можно раньше забирать домой.
-Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
-Щадить его ослабленную нервную систему.
-На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
-Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
-Не кутать своего ребенка, а одевать так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
-Создать для него в выходные дни режим такой же, как и в детском саду.
-При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу
Не надо:
-В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
-«Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать его домой.
-Мешать его контактам с детьми в группе.
-Не уменьшать, а увеличивать его нагрузку на нервную систему.
-Водить ребенка в многолюдные и шумные места
-Все время кутать, одевать не по сезону.
-Конфликтовать с ним дома. Наказывать за детские капризы.
-Обсуждать в присутствии ребенка проблемы связанные с детским садом.

АДАПТАЦИЯ ДЛЯ МАМЫ

От настроя родителей, а в большей степени, от мамы зависит как пройдет адаптация к садику вашего  ребенка.

  1. Необходимо настроиться  на позитивный лад: не паникуем и не обсуждаем при ребенке «как же он там будет».
  2. Если мама будет нервничать, то это состояние передастся ребенку.
  3. Если мама верит в то, что ее малышу будет хорошо в саду, то и малыш в это тоже поверит.
  4. Не запугивайте ребенка детским садом! Не говорите, что вы отдадите ребенка к чужой тете и т.д.
  5. Можно разрешить ребенку взять в сад одну любимую игрушку, это своего рода талисман из дома, так малышу будет легче, тем более во время дневного сна.
  6. Во время адаптации постарайтесь устраивать один выходной посреди недели.
  7. Проводите как можно больше времени со своим малышом (читайте книги, играйте, рисуйте, гуляйте).
  8. При расставании в саду делайте все БЫСТРО! Поцеловали и ушли! Не стойте и не волнуйтесь! Ничего не ждите. Если малыш заплачет, его утешит воспитатель. Поверьте, так лучше, это надо переждать!
  9. На время адаптации возьмите отпуск, т.к. первое время необходимо будет водить и забирать ребенку по другому графику, как скажет воспитатель.
  10. Всегда спрашивайте у ребенка как прошел его день в саду. С кем он играл, что делал, что кушал и т.д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.