Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 5 человек

Когда ребенка отдавать в школу и как не ошибиться в выборе

Дата: 27 марта 2019 в 17:18

КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ

Похожее изображение

На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего ребёнка как только ему исполнится 6 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.


Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а  дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется  высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в  дошкольный период детства:Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
  • развитие  общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать  и контролировать свои действия;
  • развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
  • развитие умений говорения, слушания, чтения;
  • обогащение активного, пассивного словаря; развитие  связной речи;
  • гармоничное физическое развитие, здоровье.

Следовательно, ребенок  готовый к школе должен быть  зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.

МОЖНО РАЗБИТЬ ДЕТЕЙ ПО ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ:

К первой  группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье.

Противопоказанием к поступлению в школу являются медицинские данные, указывающие на ослабленное состояние здоровья, наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата; наличие признаков нервозности.

Типичными проявлениями могут быть:  высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, аллергические реакции, недержание мочи, кала, нарушение сна, страх темноты, частая заболеваемость (более четырех раз в году).

В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада.

Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.

Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком.

Если  у вашего  ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности;

Если  у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот,  сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;

Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить  свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного;

Если ребенок мало задает вопросов;

Если  вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления.

К третьей группе относятся дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению.

Не достаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Например, если прочтения текста или просмотра изображения ребенок не может дать адекватного названия, правильно ответить на вопросы, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц.

Недоразвитие произвольного внимания ,слабая произвольная деятельность  проявляется  в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки.

Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.

Низкий уровень фонематического слуха проявляется в неправильной речи, искажении при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

К четвертой группе относятся дети, готовые к обучению в школе с шести лет по всем  трем параметрам: физического здоровья, социальной  и психологической готовности.

Поступление в школу – особый, очень важный этап в жизни ребенка и, к сожалению, небезразличен для здоровья детей. В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих чад в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

С переходом школы на обучение с шести лет появилось много новых проблем психологической готовности к школьному обучению. Возникла она в связи с тем,  что при обучении шестилетних детей педагоги столкнулись с новыми трудностями, обусловленными закономерностями психического развития детей в этом возрасте. Кроме того, если в школу приходит не подготовленный ребенок-шестилетка, то обучение представляет для него серьезную нагрузку, которая с точки зрения медиков и физиологов может нежелательно  отразиться на его здоровье. Медики бьют тревогу. По их данным, многие из тех детей, кто усердно старается освоить начальную грамоту, расплачивается своим здоровьем. Вызывает беспокойство не только рост соматических заболеваний, часто переходящих в хроническую форму, встает проблема психического здоровья детей.

При поступлении в 1 класс число детей, имеющих функциональные отклонения и заболевания, составляющих группу риска, значительно увеличилось. Адаптация первоклассников к учебной нагрузке протекает сложно, отклонения в состоянии здоровья усугубляют трудность их обучения в школе. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной  систем, умственной работоспособности свидетельствуют об утомлении школьников всех возрастных групп в динамике учебного года. За учебный год некоторые дети переходят из первой-второй группы во вторую- третью группу здоровья. Большинство школьников предъявляют жалобы на повышенную утомляемость, сонливость, головные боли, головокружения, кровотечения из носа, боли в сердце, живота. Хочется заострить внимание на том факте, что неготовность ребенка к обучению как раз и приводит к различным типам школьной дезадаптации, что может проявиться от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках и до конфликтов с учителем.  Проблема может исчезнуть, сама собой, если  правильно определить школьную зрелость и принимать в класс только тех, кто ее достиг. Дети, психическое развитие которых соответствует параметрам дошкольной зрелости, успешно адаптируются к школе и усваивают учебные  знания и навыки.

Затрудненная адаптация, ситуация хронического стресса может быть прогнозирована заранее.

Обследовать на должном уровне  на собеседовании при приеме в школу, практически невозможно. Только углубленная индивидуальная психолого - педагогическая оценка может определить уровень готовности, поэтому  «входная» школьная диагностика проводится в рамках детского сада дошкольным психологом. Она выявляет, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития. Во время оценки дошкольной зрелости  можно получить надежную информацию об индивидуальных особенностях ребенка и рекомендации о том, как  в соответствии с ними построить обучение.

Родителям, которые со всей присущей  им настойчивостью пытаются «запихнуть» в школу, мотивируя это необходимостью развивать ребенка, и не осознавая реальных возможностей своего малыша, необходимо понять неготовность ребенка, несоответствие его тем стандартам, которые предъявляет (и имеет право предъявлять) школа к первокласснику. Тем более если речь идет о специализированной школе с углубленным изучением, какого- либо предмета, лицее или гимназии. В любом случае в дальнейшем ребенок должен будет пройти углубленное обследование и оценку своих возможностей.

Например, согласно письму Минобразования Рб «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», у школы есть возможность отказать в приеме в первый класс детям, которым на 1 сентября текущего года  не исполнилось 6 лет 6 месяцев, имеющим проблемы в развитии.

Необходимо серьезно отнестись к рекомендациям врачей при оформлении медицинской карты. Поговорить с наблюдающим ребенка педиатром и психоневрологом, логопедом, медицинским психологом.

Заранее будет полезным встретиться с психологом детского сада или обратиться за помощью в психологический центр, к школьному психологу.

Одним из осложняющих адаптацию ребенка факторов может быть наличие переживаний, тревожности, конфликтности в восприятии внутрисемейных отношений. Поэтому, дорогие родители, отложите свои разводы и внутрисемейные разборки, не осложняйте и без того напряженный жизненный этап вашего ребенка.

Отдельно хотелось бы затронуть тему леворуких детей и их проблемы, связанные с   поступлением  и адаптацией в первом классе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.